Мотивация рублем (репост)

Попалось описание постановки обучения сотрудников-новичков  в сети супермаркетов. Немного устарело (статья 2010 года ), но принцип организации учебного процесса показан правильно.

В сети супермаркетов «Азбука вкуса» создали специальный центр совершенствования обслуживания. За первый месяц работы новичок должен пройти семь программ обучения: вводный курс (как жить и развиваться в компании), правила торговли (многие сотрудники не имеют торгового образования), курсы по товароведению и стандартам обслуживания.

Шлифовать навыки обслуживания сотрудник будет уже на рабочем месте. В этом ему помогают три человека: наставник (занимается только обучением сотрудников), эксперт по ассортименту (из отдела, где сотрудник работает) и тренинг-менеджер, который приезжает в магазин 1-2 раза в месяц, чтобы понаблюдать за процессом обучения и при необходимости внести коррективы. «Мы вынесли визит тренинг-менеджеров за рамки учебного центра специально: чтобы работник максимально раскрепостился и мог сразу соотнести теоретические знания с реальной ситуацией», — объясняет директор по персоналу компании Елена Цуканова.

Обслуживание в магазинах сети не должно быть назойливым: например, как демонстрирует обучающий фильм компании, когда покупатель подошел к прилавку, продавец должен дать ему 2-3 минуты, чтобы осмотреться. Но при этом сотрудник должен исполнять план продаж по вверенному ему ассортименту (около 1000 наименований). Он должен знать не только названия продуктов, но и особенности хранения, состав, рецепты приготовления, сочетаемость с другими продуктами.

Как избежать формального отношения сотрудников к тренингам? В «Азбуке вкуса» введена внутренняя система категорий. Наивысшая — «продавец- эксперт». «Посещая тренинги, ты увеличиваешь свою категорию», — говорит представитель компании. А от категории напрямую зависит зарплата.

Подведем итоги.

1. Все новички в компании должны пройти адаптационную программу. Для сети супермаркетов это курсы:
– вводный курс (как жить и развиваться в компании),
– правила торговли (многие сотрудники не имеют торгового образования),
– курсы по товароведению и стандартам обслуживания

2. К каждому новичку прикреплен наставник, который занимается его обучением.
Тут следует вспомнить книгу “Учитесь летать” Криса Коллисона и Джеффа Парселла. Они рекомендуют в качестве наставников назначать тех, кто был новичком год назад. Так они быстрее находят “общий язык”.

3. Знания новичка проверяет эксперт – это может быть старший продавец, эксперт по ассортименту, директор и т.д.

4. За процессом обучения и результатами следит тренинг-менеджер, который вносит коррективы в обучение сотрудника.

5. Одним из рычагов управления мотивацией обучения является использование категорий (рангов, разрядов) сотрудников. Чем выше результаты обучения, тем выше категория и, следовательно, зарплата.

Please follow and like us:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*